База знаний

Логопедические массажи и упражнения

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас труднопреодолимы. По утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии.

Одним из нетрадиционных методов физического и энергетического воздействия на тело человека является массаж. Он может снять боль, помочь победить болезнь, способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности.

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями.

 

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  1. Классический. Основные движения — поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Чтобы укрепить мышцы специалист может перейти к энергичным действиям.
  2. Точечный. Техника предполагает воздействие на зоны, в которых собраны нервные окончания и сосуды.
  3. Аппаратный. Проводится вакуумными и вибрационными устройствами.
  4. Зондовый массаж – авторская разработка. Он нормализует артикуляционную моторику и улучшенает тонус мышц, которые принимают участие в воспроизведении звуков.
  5. Самомассаж включает в себя комплекс упражнений, массаж лица руками, языка зубами и т. д.

Определить, какую технику воздействия использовать, может специалист. Логопед проводит обследование, диагностирует речевое нарушение и определяет необходимость логомассажа для устранения дефекта речи.

 

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

 

Полезные рекомендации по выполнению

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

 

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Курс «Читать легко»

Остались вопросы?

Если у вас есть вопросы по оплате или использованию курса, то пишите на нашу почту: info@chitatlegko.com
или в наши мессенджеры

Войти на курс

Если у вас есть вопросы по оплате или использованию курса, то пишите на нашу почту: info@zapuskrechi.com
или в наши мессенджеры

Видео о методике

Оставить отзыв